26.07.2017 в 10:02
Пишет  Clair Argentis:

Про искусство, творчество и восприятие
Я глубоко убеждён (вообще, мысль не моя и далеко не новая), что искусство и творчество - это диалог. Всегда диалог. То есть без диалога оно не реализуется, не становится собственно искусством или творчеством. Образно говоря, если вы сказали, а вас не услышали, то можно считать, ничего и не произошло.

Отдельно, пожалуй, стоит вспомнить о том, что человек всегда находится в социуме. Даже если он живёт тридцать лет на необитаемом острове, то он ориентируется на мыслеобразы других людей: обращается к ним, живёт, отталкиваясь от этих образов, выстраивает действия, мысли и реакции.
Так что в целом, конечно, если мы что-то творим - оно нацелено на адресата, пускай и воображаемого.
То есть это взаимодействие, диалог между автором и зрителем, оно заложено в самой основе творчества. Это раз.

Но для проявленности, для реализации чего бы то ни было сотворённого - нужно, чтобы это сотворённое было увидено или услышано или воспринято адресатом. И не просто воспринято, а осмыслено. Тогда оно воплощается, становится произведением.
Если, допустим, я придумал историю, но никому её не рассказал, или написал, но никто её не прочитал, то она проявлена только наполовину. Нужно, чтобы люди услышали, прочитали, внесли в неё своё понимание - тогда это творчество. То есть понимание зрителя и его трактовка делает произведение тем, чем оно есть, и пока оно ещё не вышло за пределы трактовки автора - оно не получило своего полного смысла. В этом состоит творчество читателя, слушателя, зрителя и т.п. Точка встречи, взаимодействия, - там оно и происходит.

Причём это я сейчас даже не о том, что получает автор, из каких источников черпает энергию для творчества. Отклик всегда важен, более или менее, рано или поздно. Я только о том, что искусство со стороны воспринимающего - это не пассивное проглатывание того, что автор чётко расчертил и распределил и взвесил. Собственно восприятие зрителя приносит в произведение смысл, ради которого всё это происходит.

Ну да, аудитория бывает разной. Адресаты могут быть какой-то небольшой группой. Каким-то, может быть, закрытым сообществом, ориентированным на некую идею. Но это и понятно. Искусство разнообразно, и все там могут найти что-то своё. Но даже гений, который видит, что его деятельность непонятна большинству, и может быть, презирает «серую массу», - он всё равно ориентируется на тех, кто поймёт, пускай не здесь и не сейчас.

Цель искусства, его природа, - в какой бы то ни было форме, - вызывать у людей мысли, эмоции, чувства, стремления, понимание, действия. Что-то менять, направлять, трансформировать. Объединять целое из частей или разбирать целое на части. Всё это невозможно без творческого осмысления, без живого, активного восприятия. Изначальный смысл в процессе может очень неожиданно измениться, но в том и суть.

URL записи

@темы: Теория