Книжный краудфандинг: как это работает? Ещё один интересный семинар на Росконе-2016 провели Александра Давыдова и Сергей Чекмаев. Он был целиком посвящён особенностям книжного краудфандинга и тем граблям, которые лежат на пути доблестного автора, решившего вступить на сей тернистый путь.
Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.
Кому интересен краудфандинг?
Прежде всего, авторам-слешерам и тем, кто пишет «неформат». Сорри, не смогла промолчать Как известно, слеш в нашей стране не печатают, а если печатают, то исключительно с членовредительством. К счастью, не самого автора *смеётся* Но вот одному из персонажей слешного ориджа в обязательном порядке поменяют пол. Также он интересен популярным авторам, у которых есть своя многочисленная аудитория читателей от 50 человек и выше. Им не обязательно ждать, когда у издательства дойдёт очередь до рассмотрения их рукописи, отправленной туда чёрт-знает-сколько-месяцев-назад. Можно увидеть свою книгу в бумаге гораздо раньше, но для этого придётся приложить некоторые усилия. Какие именно и как много? Читайте ниже!Читайте ниже!
Инструменты краудфандинга
Прежде всего, это краудфандинговая платформа — сайт, где автор может опубликовать заявку на сбор денег для публикации своей книги. Таких платформ существует великое множество, но не все они подойдут для литературных заявок. На тех же Бумстартере или Планете непосредственно книгам посвящён только один из разделов. И хоть участников на данных площадках собрано много, в процентном соотношении — если учитывать только тех, кто жертвует деньги на издание книг — их на два-три порядка меньше. Это необходимо учитывать, если автор хочет не только напечатать книжку для уже существующих фанатов, но и привлечь новых. Существует краудфандинговая платформа, специализирующаяся исключительно на сборе средств для публикации книг. Это Сборник. Там гораздо меньше участников, но зато все из них готовы жертвовать деньги на книги.
Как оценить свои силы?
Самый главный элемент в краудфандинге — это читатель, готовый проголосовать за ваш оридж рублём. Поэтому для начала нужно узнать, есть ли у вас такие читатели и сколько их. С этим поможет опрос в дневнике или сообществе, где выкладывался ваш оридж.
Примерный вид опроса
Если по результатам опроса вы не набираете 20 человек, то сразу забудьте о твёрдом переплёте. Вы никогда не соберёте на него денег, потому что стоимость одной книги в твёрдом переплёте при заказе тиража в 20 экземпляров будет колебаться около 850 руб. Не верите? Можете проверить мои слова тут. Если у вас есть читатели, готовые и 850 руб. отдать за вашу книгу, это меняет дело
Вот вы определились с числом читателей и суммой, которой они готовы вас поддержать. Что дальше? Дальше нужно определить сумму, которую ваш проект должен собрать за счёт краудфандинга. Допустим, ваши читатели готовы заплатить за вашу книгу Х рублей, тогда
Y = 1,5...2 * Х,
т.е. конечная сумма не должна превышать сумму, на которую вас готовы поддержать имеющиеся читатели, больше чем в 2 раза.
Как подготовить проект?
Первое правило успешного проекта — ни в коем случае не выходить на краудфандинг с недописанным произведением. Книга должна быть закончена, иметь аннотацию и в идеальном случае даже обложку. Почему так? Сроки сбора денег на издание книги, как правило, ограничиваются одним, реже двумя месяцами. Вы просто не успеете дописать произведение до конца за это время + подготовить аннотацию + заказать обложку. А когда время выйдет, вложившиеся читатели начнут требовать книгу и будут крайне недовольны, если вместо неё получат сплошные отговорки.
Второе правило успешного проекта — тщательно продумать систему вознаграждений для читателей. Это вознаграждение должно быть ступенчатым и побуждающим читателям жертвовать больше денег. Вот вам классический пример:
Вариант 1 - за электронный вариант 50 руб, - за бумажный вариант 200 руб.
Вариант 2 - за электронный вариант 50 руб, - за бумажный вариант 200 руб, - за бумажный и электронный вместе 205 руб.
В первом случае большинство вложится в электронный вариант книги, а во втором - в бумажный + электронный. Почему так? Из-за человеческой природы, которая побуждает нас совершать выгодные покупки. В первом случае электронный вариант заметно дешевле и поэтому кажется привлекательнее. Во втором случае читатель видит, что, выбрав третий вариант, сэкономит 45 рублей. Да, он потратит при этом 205 рублей, но ведь сэкономит 45!
Да-да, это типичная психологическая ловушка, на которую мы все ведёмся. Я не могу пройти мимо скидок на туфли «Две пары по цене одной». Хотя и понимаю прекрасно, что дядечки-маркетологи побуждают меня к спонтанной покупке, а ещё две пары новых туфель мне нафиг не сдались, у меня в шкафу лежит двадцать пар. Я очень люблю красивую обувь
Третье правило успешного проекта — привлекать новизной и креативностью. К примеру, кроме того что пишете, вы ещё и вышиваете крестиком. В качестве одного из вариантов вознаграждения для читателей можно предложить книжную закладку, вышитую вами собственноручно. Если вы рисуете, можете приложить открытку с рисунком. Если вы поёте, можете записать песню, которая, на ваш взгляд, подходит к характеру одного из персонажей или пейринга. Но здесь важно не переходить границы разумного. К примеру, вы разводите сортовые фиалки, и дома у вас стоит горшков пятьдесят. Не надо предлагать по горшку к каждой книге. Подумайте, как вы будете их людям потом отдавать?! Почта России по-прежнему работает как слоупок, а ваши читатели могут оказаться не то, что в другом городе, а даже в другой стране.
Как раскрутить проект?
Ошибочно думать, что вы один раз объявили о проекте, а дальше на вас посыпались деньги и слава. На сегодняшний день интернет перегружен информацией. Мелькнув один раз в новостной ленте, ваш пост быстро скатится вниз, и его не увидят потенциальные читатели, которые - могли уехать в отпуск или устроить себе выходной, - пришли с работы/учёбы поздно, - не долистали френдленту до вашего поста и т.д.
Периодически, раз в 1-2 недели, о своём проекте придётся напоминать — и лучше делать это максимально тактично, чтобы те читатели, которые уже отдали вам свои деньги, не чувствовали себя на острие спамерской атаки.
Хорошим тоном считаются: - сообщения о прогрессе, - добавление новых плюшек, - сообщения об интервью/встречах и т.д.
С сообщениями о прогрессе всё ясно. Новые плюшки - это, скажем, вы договорились с салоном красоты, чтобы он сделал 30% скидку на маникюр тем, кто отдаст за ваш проект более 500 руб. Круто, не правда ли? Также можно пригласить читателей на встречу (даже виртуальную). Пусть принесут с собой драббло-мини по вашему роману, а вы лучший из них включите в книгу.
Важно, чтобы о вашем проекте не забывали! Так что те 1-2 месяца, пока будет идти сбор денег, вам придётся крутиться как белка в колесе.
Окончание сбора денег
К нему вы можете прийти с разным результатом: - не собрать сумму, - не добрать сумму, - собрать и даже превысить сумму.
В случае, когда вы не собираете сумму, вы не получаете ничего. Всем, кто отдал деньги на ваш проект, они вернутся, но не деньгами, а виртуальными баллами, которые им придётся либо трудно-муторно выводить с краудфандинговой площадки, либо жертвовать другому проекту.
В случае, когда вы не добираете сумму (собрано 80-90% от указанной в проекте), вы можете закрыть проект и получить эти деньги для печати своей книги. Но процент, который у вас удержит краудфандинговая площадка будет около 15-20%.
В случае, когда вы собираете и превышаете сумму, процент, который удерживает краудфандинговая площадка пропорционально снижается до 10-7-5% в зависимости от величины перебора.
Поэтому имеет смысл изначально занижать требуемую сумму. Так всем будет выгоднее: и вам, и читателям, и даже краудфандинговой площадке.
Дайте мне третью руку, ногу и колесо!
После окончания сбора денег и вывода их с краудфандинговой площадки, начинается основная работа. Необходимо сделать следующие вещи: - оповестить всех читателей, что сбор завершился успешно, - разослать электронный вариант книги тем, кто его заказывал, - заказать обложку (если она до сих пор не заказана), - сверстать макет книги, - заказать тираж, - получить тираж, - параллельно с этим опросить читателей и получить их почтовые адреса, - упаковать и разослать книги по почте, - отчитаться о результатах.
И буквально на каждом шагу вас будут поджидать неприятности. Просто представьте, что вам нужно забрать из типографии сто книг по полкило весом каждая. И где-то их потом хранить дома, держа оборону от собак и котов. И ходить на почту, зная, что каждый из тех двадцати неудачников, которые стоят за вами в очереди, будет желать вам самой страшной и мучительной смерти.
Поэтому хорошо подумайте над тем, готовы ли вы в это ввязываться. После того, как вы опубликуете проект, дороги назад уже не будет. Вам не простят, если вы сдуетесь на полпути. Никто. Ни ваши читатели, ни краудфандинговая площадка. Чёрные списки авторов существуют. Один неудачный сбор, закончившийся лохотроном для его участников — и с вами больше никто не рискнёт связываться.
Напоминаю, что данная статья является моим личным конспектом с семинара. Гораздо больше о краудфандинге вы можете узнать из книжки Александры Давыдовой Книжный краудфандинг: как это работает.