"Для великих дел необходимо неутомимое постоянство".Я уже много лет занимаюсь творчеством. Так получилось, что я не смогла остановиться на каком-то одном его виде, и сейчас мои разработки и поиски - это причудливый симбиоз самых разных увлечений и идей. Однако за эти годы я успела заметить, что все виды творчества, какими бы противоположными они ни казались, похожи друг на друга очень сильно – если не конечным результатом, то процессом работы. Сегодня я расскажу о том, какими правилами я руководствуюсь, работая над каждой новой задачей, будь то новый рисунок, очередная глава миниатюр или новый проект, связанный с архитектурой.
1. Старайтесь понять проблему прежде, чем искать решение.читать дальшеОчень часто бывает так, что едва получив очередное задание или начиная разрабатывать очередную идею, мы сразу кидаемся в омут с головой и пытаемся с наскока сделать как можно больше. Иногда подобный мозговой штурм даёт свои результаты, но гораздо чаще мы, осознав масштабы вставшей перед нами задачи, впадаем в панику и начинаем нервничать, думая о том, что вряд ли мы способны с ней справится. Поэтому, получив новое задание или приступив к реализации своего проекта, лучше задуматься о них в контексте общих вопросов – в каких материалах будет реализован проект? На какой объектив лучше снимать эту серию фотографий? Что сказано в техническом задании? Решение подобных вопросов поможет вам понять задачу и легче войти в рабочий процесс.2. Умейте отказаться от попыток подогнать старые решения под новые условия.читать дальшеУ каждого человека, который хоть сколько-нибудь серьёзно занимается любым видом творчества, от фотографии и архитектуры до танца и поэзии, есть несколько любимых приёмов, стилей или оборотов. Чем дольше он их отрабатывает, доводя своё владение этим приёмом до автоматизма, тем сложнее отказаться от него при решении новых проблем. Конечно, в этом нет ничего плохого, но нужно понимать, что разнообразие задач, которое возникает перед каждым художником, стремиться к бесконечности, и эту бесконечность нельзя решить тремя любимыми приёмами. Поэтому время, потраченное на попытки решить принципиально новую задачу заведомо не подходящим для неё методом, куда продуктивнее отдать изучению новых средств, позволяющих решить её быстрее и качественнее.3. Старайтесь подходить к разработке задания целостно, учитывая несколько аспектов проблемы одновременно, а не последовательно, завершив работу над одним и приступая к другому.читать дальшеДаже когда мы работаем в сферах, которые подразумевают чёткую последовательность работы – рисунок, проектирование, моделирование одежды, - мы не должны полностью отдаваться выработанному стилю работы. Нельзя бездумно и механистично выполнять шаг за шагом давно известные действия – в какой-то момент можно слишком увлечься проработкой незначительных деталей и потерять контроль – не за процессом работы, а за процессом собственного развития. Слишком чёткий план и слишком очевидная последовательность работы загоняет нас не в клетку собственных представлений о своей работе, но забивает гвозди в гроб нашего движения вперёд. Помните присказку: «Только мёртвые рыбы плывут по течению»? Если полностью подчинить свой творческий процесс определённому стилю работы, излишне педантично подходя к деталям и упуская стратегическое развитие проекта и себя в нём целостно, то есть шанс стать той самой мёртвой рыбой или ремесленником, который из года в год штампует одни и те же образы и паразитирует на единственном методе.4. Не слишком влюбляйтесь в свои новые идеи.читать дальшеЧасто бывает так, что найдя интересное решение, которое на первый взгляд хорошо подходит стоящей перед нами задаче, мы начинаем воспринимать его как единственно верное. Более того, мы начинаем воспринимать его как догму – мы влюбляемся в него настолько сильно, что поменять что-то в этой идее кажется нам совершенно невозможным. Это не так! Какой бы яркой и символичной не казалась данная идея, она не просто может – она должна корректироваться в процессе работы над проектом; это закон правильной работы над проектом. Помните о том, что в самом начале мы всегда ослеплены возникшей идеей и зачастую не замечаем её недостатков. Из этого можно вывести следующее правило:5. Принятые решения условны, а потому они них при необходимости можно отказаться.читать дальшеГлавное отличие процесса творчества от любой другой деятельности – это то, что он не является механическим. В него всегда можно внести изменения, откорректировать, добавить новые детали или убрать что-то, ставшее лишним. Нужно уметь прислушиваться и к себе, и к своей работе – если вы интуитивно чувствуете, что какой-то из элементов начал выпадать из общей композиции, то его нужно убрать. Если вам нравится выбранное решение и вам не хочется ничего менять, но ваша работа недостаточно гармонична, и вам это заметно, то лучше потратить время и довести её до ума, чем потом, каждый раз видя её, чувствовать композиционную шероховатость. 6. Старайтесь понять, когда следует придерживаться ранее принятых решений, а когда стоит от них отказаться.читать дальшеВ том, что процесс творчества постоянно требует новаторства, постоянно, каждую секунду работы над проектом необратимо меняет конечный результат, заключается и главный плюс, и главная опасность этого вида деятельность. Человек, занимающийся творчеством, похож на акробата, идущего по стропе над пропастью – мы должны уметь балансировать между ранее принятыми решениями и новыми идеями, мы обязаны не бояться искать что-то новое и постоянно вносить изменения в свои работы, даже давно законченные – именно такой подход является залогом постоянного творческого развития. Но при этом нужно уметь сказать себе «стоп» и доводить свои работы до конца: вся идеальная разработка будет сведёна к нулю, если в нужный момент вы не смогли остановиться в разработке собственных решений и к моменту сдачи проекта не смогли грамотно его подать.7. Помните о том, что хорошая композиция является основой для любого вида творчества.читать дальшеГлавный завет проектирования можно сформулировать так: элемент здания хорош только тогда, когда ты при взгляде на него и у тебя не возникает желания его подвинуть. Если ты можешь убрать этот элемент или заменить его, то он нуждается в доработке. Если без него композиция что-то теряет, то он встал на своё место и его не нужно дорабатывать.
Самое интересное – это правило я успешно применяю во всех видах творчества, которыми я занимаюсь – не только в архитектуре, но и в фотографии, литературе, рисунке и моделировании.8. Разрешите себе волноваться, когда не знаете, что делать, так как это нормальное состояние.читать дальшеПоймите, что чувство замешательства, которое сопровождает вас в процессе создания очередной работы, является не просто нормой, но и хорошим знаком – оно свидетельствует о том, что вы развиваетесь и идёте вперёд. Отсутствие волнения является признаком того, что в процессе работы что-то пошло не так. Не пытайтесь избавиться от волнения. Попытки как можно скорее принять решение и разом ответить на все вопросы нарушают естественной и методичный процесс работы, а это чревато очень неприятными последствиями не только для того проекта, над которым вы работаете прямо сейчас, но и способно надолго лишить уверенности в своих силах и загнать в творческий тупик.9. Делайте хоть что-то.читать дальшеИногда вставшая перед вами задача или поступивший заказ настолько сложен, что вас просто парализует от масштабности и сложности нового проекта. Не ждите, пока вы успокоитесь или начнёте понимать, что нужно делать – берите карандаш и начинайте работать! Рисуйте, записывайте пришедшие в голову метафоры, просматривайте старые наброски, открывайте тетрадь и просто пишите: «О господи, я не представляю, как мне справиться с этой задачей!», смотрите примеры в интернете, начинайте танцевать или в фотошопе раскладывайте цвета для этой огромной вышивки. Подобные занятия являются не просто способом справится с первой волной страха и неконтролируемого волнения, это метод изучения проблемы, которую вам необходимо проработать, и способ поиска нужного решения.10. Дайте название своей работе.читать дальшеКогда вам в голову приходит оригинальное решение какой-либо проблемы, интересное решение или идея, которую вы бы хотели воплотить, придумайте ей название. Это поможет не только понять, что же именно вы придумали, но и запомнить эту идею на долгий срок. Это очень важно, потому что каждого из нас посещает невероятное количество самых разных задумок и мыслей, и большую часть мы забываем именно из-за их количества. Символичное или даже нелепое название, которое максимально точно передаёт основную мысль, позволит вам позже к ней вернуться и разработать до конца.11. Не цепляться за выработанный стиль.читать дальшеНастоящий стиль не является результатом сознательных усилий и стремления добиться определённого внешнего вида. Чаще всего он получается косвенно, иногда даже случайно, вследствие целостного подхода. Он должен исходить из имеющихся у вас знаний, предпочтений и опыта, а не стремления придерживаться определённого стиля.12. Ограничения стимулируют творчество.читать дальшеНеудобный формат, материал, которым вы не слишком любите работать, конечные требования заказчика, особенности стоящей задачи – выбить из колеи и вселить неуверенность может любая мелочь, на которую вы раньше могли даже не обратить внимание. Не расстраивайтесь! Именно в этих ограничениях и лежат самые интересные варианты решения вашей задачи. Заказчик дал неудачный участок в виду трапеции? Спроектруйте дом, необычная форма которого подчеркнёт особенности участка и покажет оригинальность вашего решения. Начальник решил, что на обложке книги должен быть один персонаж, сидящий под деревьями? Нарисуйте на стволах деревьях лица их духов. Хочется сделать рисунок с плавными и прозрачными переходами цвета, но вы не любите акварель, предпочитая кроющие краски? Воспользуйтесь копиками.13. Всегда задавать вопрос: "Что, если?.." даже тогда, когда ты максимально удовлетворён промежуточным вариантом.читать дальшеДаже если работа над проектом идёт как нельзя лучше, нельзя полностью поддаться этому ощущению. Поиск новых методов и интересных решений не должен останавливаться ни на минуту. Никто не может сказать, когда ему в голову придёт очередная идея – вдруг это случится тогда, когда ваша работа над рисунком или танцем идёт настолько гладко, что и подумать страшно о внесении изменений?
Всегда задавайте себе вопрос: «Что будет, если я сделаю это?». Никто же не заставляет вас претворять все возникшие варианты в жизнь, правда? Но эти варианты могут пригодиться когда-нибудь позже.14. Красота целого является результатом гармоничного сочетания элементов композиции, а не красоты каждого из элементов.читать дальшеЕсли в одном рисунке вы будете использовать сразу и акрил, и акварельные карандаши, и копики, и пастель, то даже самая красивая работа рискует превратиться в нагромождение текстур и цветов. Если вы наденете свои самые красивые брюки, самую лучшую блузку, самую милую юбку и любимую ковбойскую шляпу, то соберёте идеальный костюм для субботника. Если вы попытаетесь построить дом, используя все существующие экологически чистые материалы, то на его месте получится экологически чистая свалка бессмысленно потраченных стройматериалов, а не грамотно спроектированное здание.
Вспомните Малевича или Кандинского – их работы обладают гипнотической силой прежде всего благодаря своей композиционной гармонии, а не из-за степени проработанности элементов и аккуратности мазков. Подумайте о Прусте – поразительная красота его произведений обусловлена сюжетной проработанностью, а не нагромождением идеальных метафор.
Именно сочетание частей, а не сами части обеспечивают эстетическую гарманию.15. Контролируйте своё самомнение.читать дальшеЕсли нужно добиться признания вас мастером своего дела, придётся иногда забыть о том, каким вы хотите видеть своё творение, лучше задать вопрос: "Каким оно хочет быть?". Проблему создания любой работы лучше разрабатывать не с позиции своих представлений о том, какой она должна стать в итоге, а в рамках её терминов: на какой и в каком материале будет создан рисунок, какая музыка больше подходит под идею танца и какие костюмы больше перекликаются с этой музыкой, что ценнее – точность или красота перевода – и так далее.
Старайтесь добавить в каждую свою работу и выразить в ней общие вопросы: поиск смысла и цели, особенность выбранного метода решения задачи, композиционная целостность, поиск гармонии, добавление элементов, значение которых будет понятно только вам, и поиск деталей, которые смогут быть близкими и понятными большому количеству людей, - и тогда своими работами вы сможете достучаться до большего количества самых разных людей.