19.05.2014 в 22:06
Пишет Тэнки:200 слов в деньURL записи
КАК ЗА ЛЕТО НАПИСАТЬ МАКСИ на ББ, или 200 слов в день
Сложно ли написать макси на ББ?
Конечно, сложно, иначе там было бы не 30-40 текстов, а триста, как заявок на кинк-фесте, хотя заявка ведь тоже содержит в себе и часто и идею, и сюжет. То есть самое сложное в макси - это не сюжет, а необходимость осилить двадцать тысяч слов.
Но так ли это сложно, как кажется на первый взгляд? Давайте посмотрим.
Много букв с подробными примерамиЗаранее хочу предупредить - я не филолог и не издающийся автор, я фикрайтер. В этом году я тоже записалась на ББ и хочу поделиться своей практикой написания текстов. Если вы не новичок, а уже сами успешно (т.е. до конца) писали макси, то вряд ли вы здесь что-то новое узнаете, но если вы только начинаете, или сомневаетесь, или боитесь, что не справитесь - то этот пост для вас.
Все здесь написанное подойдет для полного АУ или ориджа классической формы. Обычный фанфик должен иметь привязку к канону, поэтому первые четыре пункта для него не годятся, а эксперименты с формой и всяческий артхауз - это вообще отдельный разговор.
1. О чем писать: ПОИСКИ ТЕМЫ
Если вы уже знаете, о чем хотите писать, то этот пункт пропускаем.
Допустим, вы хотели бы написать макси, но у вас нет ни малейшей идеи, о чем писать. Для начала можно попытаться припомнить какие-то две разные темы, которые были бы вам интересны. Условно все темы можно разделить на абстрактные и предметные:
- смысл жизни, справедливость, страх, настроение - абстрактные;
- японская кухня, инопланетяне, дети, побег - предметные,
и т.д., надеюсь, основной принцип понятен. Также в качестве одной из тем можно взять какой-то зацепивший вас заголовок из газеты или блога (реальный пример: "Каждый день на земле пропадает около 300 человек").
Надо взять две любые темы и связать их. Мне лично проще всего работать с двумя предметными темами, сложнее всего - с двумя абстрактными. Как обстоят дела у вас, можете выяснить только вы сами опытным путем.
Итак, что же интересно мне? Я люблю самолеты, фантастику, свой новый ремонт, вкусную еду и еще много чего, но надо что-то выбрать. Я сейчас попробую взять "пилотов" и "зомби" (потому что мне лично, как автору, интересны обе темы), и попытаюсь построить из них сюжет, связать между собой. И еще я знаю, что лучше всего у меня получается экшн, а не романтика, с него и начнем.
2. ЗАВЯЗКА
Итак, мы определились, что Дженсен и Джаред - пилоты. Откуда же в нашей истории возьмутся зомби? Тут надо подумать. Наверное, случился зомби-апокалипсис, и толпы шаркающих мертвецов уже идут по улицам, хрипя "мозги", а пилоты... Да, пилоты в самолете, а не на улицах, и нельзя пропускать самое интересное, а именно - первое появление зомби. Допустим, Дженсен и Джаред - пилоты самолета, который готовится к вылету. И тут случается зомбиапокалипсис! На пассажиров в аэропорту начинают нападать зомби, и они спасаются в самолете. О, это уже что-то, берем эту завязку за основу нашего сюжета!
Можно написать о том, как случились зомби, потом самолет потерпел крушение на необитаемом острове, на Джеев напали туземцы, а потом они построили плот и доплыли до материка. Но это будет история не о пилотах и зомби, а о выживании на необитаемом острове. Если вам это интересно - не вопрос, но если вы по-прежнему хотите пилотов и зомби, то остров не годится. Пусть наша история начнется и закончится во время одного очень сложного перелета.
3. СЛЭШ
Идея изначально дженовая, но мне хотелось бы видеть в истории и слэш. Построить отношения персонажей с нуля здесь сложно, потому что у нас ограниченный во времени сюжет - всего один полет. Здесь сложно будет начать с первого знакомства, логичнее прописать уже установившиеся отношения между персонажами, а еще лучше - чтобы в этих отношениях уже был какой-то конфликт. Например, Джаред влюблен в Дженсена, но тот не отвечает ему взаимностью. Не блещет? Ну, я сочиняю навскидку, а вы придумаете себе что-нибудь пооригинальнее
4. ПЕРСОНАЖИ
В хорошем тексте персонажи должны изменяться. В начале текста персонаж может быть, допустим, слабым и неуверенным в себе, а к концу обрести силу и уверенность. Что будет происходить с нашими пилотами?
В начале: пусть Дженсен будет замкнутым, раздражительным и недоверчивым (почему, кстати? можно в тексте дать ответ на этот вопрос), а Джаред - слишком легкомысленным, безалаберным и нерешительным.
Во время событий текста: Дженсену придется положиться на Джареда, и тот его не подведет, а Джареду придется взять на себя ответственность.
В конце: Дженсен научится доверять, хотя бы Джареду, а Джаред станет более ответственным и решительным.
Надо ли это где-то специально прописывать или проговаривать в диалогах? Нет, за персонажей говорят только их поступки, и ничего кроме поступков.
Еще хорошо бы добавить им реалистичности - прописать недостатки (ну, это уже есть, п. В начале) и, допустим, какие-то милые детали. Это я обычно придумываю по ходу дела и заранее не планирую, но сейчас попытаюсь: может, Дженсен увлекается разведением орхидей, а Джареду нравятся татуировки, и он мечтает сделать тату на каком-нибудь интересном месте, но никак не решится
Экипаж Боинга-747 может стоять или из двух, или их трех человек (в зависимости от модификации может быть еще бортинженер). Возможно, появится необходимость добавить в кабину кого-то еще, чтобы разбавить историю, например, юмором, но сюжетной необходимости в третьем персонаже я пока не вижу.
Еще будут какие-то второстепенные персонажи, но это короткая история, где они не сыграют существенной роли, поэтому заранее я не буду их сейчас продумывать. Это могут быть стюардессы, пассажиры, и скорее всего нам понадобится авиадиспетчер, с которым они будут вести переговоры.
5. ПЛАН
Как только появилась завязка, можно садиться и писать план. Лучше это сделать сразу, по горячим следам. Можно не писать план, а сразу перейти к тексту, но если вы можете работать без плана, то этот пост вам не нужен. Для меня же написание плана равно придумыванию истории, из разряда "Откуда я знаю, о чем я думаю, пока я об этом не написал" (с). Когда я пишу план - я строю сюжет.
Еще можно ждать вдохновения, но в таком случае существует большая вероятность, что вы никогда не напишете даже первую главу, процентов так девяносто. Вдохновение - оно как попутный ветер, но какой транспорт сейчас от него зависит?
Как же написать план? Можно следовать интуиции (это мой метод - я просто сажусь и пишу), а можно опираться на структуру композиции, которая должна включать как минимум 5 пунктов:
1. Начальное состояние (все как обычно: Дж2 пилоты, и их самолет готовится к вылету в аэропорту).
2. Первый импульс (и вдруг: происходит зомби-апокалипсис).
3. Развитие событий (что происходит дальше: полный опасностей полет).
4. Кульминация (аварийная посадка).
5. Развязка (что было потом: хэппи-энд).
Это короткая версия, если вы хотите подробнее о композиции, то читайте Найджела Воттса "Как написать повесть". Да и просто так можно почитать, хорошая книга.
Я написала этот план за полчаса, основываясь только на завязке из пунктов 2 и 3.
И в написании плана, и потом в написании текста лично для меня важно не напрягаться и не придавать ему слишком большого значения, иначе дело начинает притормаживать. Мы не на работе, это хобби, и оно должно приносить удовольствие
Как же строить сюжет? На конфликте, другого способа нет. Нет конфликта - нет истории.
План из 24-х пунктовПлан из 24-х пунктов
1. Дженсен командир экипажа, недавно получил повышение. Джаред недавно закончил учебу и стал летать, очень хотел в один экипаж с Дженсеном, и очень рад, что получилось. Джаред в него влюблен со времен стажировки, когда Дженсен преподавал в у них в академии на летных тренажерах. Это первый рейс Дженсена в качестве командира экипажа и первый рейс Джареда в ним вместе, но Джаред вообще очень мало налетал и у него мало опыта. Дженсен подозревает о влюбленности Джареда, но делает вид, что ничего не замечает, т.к. считает, что у Джареда это несерьезно, он вообще считает Джареда человеком несерьезным, некомпетентным и непонятно как вообще попавшим в его экипаж. Это всё из п.3, где про слэш.
2. Это рядовой рейс в Лондон и обратно, Дженсен очень хорошо знает этот маршрут и аэропорт Хитроу. Боинг-747, один из самых больших пассажирских самолетов в мире. Мне очень нравится этот самолет, он двухпалубный, и его никогда не спутаешь с каким-то другим. Откуда я знаю? В п.1, когда мы выбирали тему, я писала, что люблю самолеты, и еще я смотрю документальный сериал "Расследования авиакатастроф", там море информации. Вот он, красавец:
3. В Лондоне они ночуют в гостинице, завтра днем у них вылет. Дженсен сидит в баре, и Джаред пытается подкатить к нему, но намеками и робея, потому что ни на что не надеется особо. Дженсен игнорирует его неуклюжие заигрывания и уходит в номер. Начинаем строить отношения между персонажами.
п.1-3 - это Начальное состояние.
4. Утром они прибывают в аэропорт и по дороге замечают что-то странное на улицах. Это начался зомби-апопокалипсис (пока только на Британских островах). Если бы они вчера слушали новости, то и раньше что-то заметили бы. В других частях мира пока никаких признаков, но кому надо - уже знают (правительство и спецслужбы).
5. В аэропорту персонал нервный. Джеи видят первого зомби, но думают, что это уникальное ЧП, когда тем временем это начинается уже везде. Катастрофа началась!
6. Джеи начинают предполетную проверку самолета, и Дженсен узнает, что самолет заправлен только на две трети (уже начался бардак), он отправляется узнать, что случилось и почему не заправили как надо. Джаред остается в самолете и проверяет остальное. Пассажиры в это время проходят регистрацию и стоят в очереди на посадку. Откуда я знаю, как проходит предполетная проверка самолета? Сериал!
7. Вылет задерживают. Начинается паника и хаос, но пока только в отдельных местах, никто ничего не знает, появились только первые ролики и сообщения в сети, а СМИ вообще молчат. Дж2 слишком заняты самолетом и не знают ничего, стюардессы тоже, пассажиры ждут и начинают волноваться.
8. Пока Дженсен выяснял, почему не заправили самолет, попал в переделку. Кто-то из персонала превратился и стал нападать на других, там Дженсен и узнал, что к чему и как появляются зомби. Мочилово-кровища (пока не знаю, будет ли). В общей переделке его несильно ранили, или он сам порезался о стекло, но не уверен, что в рану не попала отрава. Если попала, у него останется всего несколько часов. Рука у него перевязана, но под пиджаком не видно. Накаляем обстановку: неизвестно, выживет ли Дженсен. Пусть читатель помучается, не зная, будет ли у вас хэппи-энд.
п.4-8 это Первый импульс.
9. Он понимает, что дело пахнет керосином, и бегом возвращается на борт, дает приказ пропустить пассажиров. У тех уже начинается паника, но всё ещё ничего, до этого места зомби пока не добрались. Иначе на этом наш сюжет и закончился бы.
10. Пассажиры бегом садятся в самолет, а в зале терминала появляются зомби, дверь успевают захлопнуть у них перед носом.
11. Пассажиры на местах, Дженсен говорит Джареду, что дело плохо и надо сматываться любой ценой. Диспетчер не дает разрешения на взлет, в наушниках слышны крики.
12. У них на глазах самолет пытается сесть, в то время как на взлетной полосе стоит другой самолет (там, скорее всего, проблемы с зомби), они сталкиваются. Пассажиры в ужасе. Дженсен понимает, что в диспетчерской нелады, и надо выкручиваться самостоятельно, иначе они не взлетят. Катастрофа! Спецэффекты!
13. Есть вариант не лететь, а пересидеть в самолете, но сколько там придется сидеть - неизвестно, а в салоне полно людей. В аэропорту начинается пожар, рядом с ним стоять нельзя, а оставаться на взлетной полосе тоже опасно. Они решают лететь. Горючего не хватит до Нью-Йорка, но по дороге будут небольшие аэродромы на островах, где они надеются сесть. Кстати, почему не в Европу, если горючего мало? Ну, они могут думать, что там тоже такое началось. Или перебросить действие из Лондона в Мельбурн или Кейптаун?.. Ладно, это потом))
14. Взлетают кое-как с большим трудом. Джаред замечает перевязанную руку у Дженсена, и спрашивает, насколько все плохо, но тот говорит, что не знает.
15. Во время переделки в аэропорту Дженсен узнал, как люди заражаются зомби-вирусом, и боится, что на борту есть зараженные, которые пока еще живы. Он сам может быть заражен. Приказывает провести проверку всех пассажиров. Надо чем-то занять персонажей, иначе читатель заскучает.
16. Тем временем они связываются с диспетчерской в Н-Й и объясняют ситуацию. По дороге выяснится, что на всех островах по дороге тоже проблемы, и лететь надо до Н-Й. А мы помним, что самолет заправлен только наполовину, и до Н-Й горючего не хватит. Нагнетаем обстановку!
17. При проверке находят зараженных, кого-то покусали, но зомби добили, мочилово-кровища, а покусанных изолировали. На середине дороги они превратятся и начнут выть.Надо посмотреть планировку и придумать, где их можно изолировать. В крайнем случае - на верхней палубе, но, может, сгодится и какое-то служебное помещение.
18. Все ужасно, шансы выжить мизерны. Пока самолет идет на автопилоте, Джаред с Дженсеном идут и трахаются где-то в служебном помещении (в Боиге-747 есть помещение для отдыха экипажа). Нереально? Ну, план гибкая штука, ближе к этому моменту в тексте станет точно понятно, реально это или нет. То, что самолет может благополучно лететь на автопилоте долгое время - 100%, а вот реально ли это с точки зрения отношений между персонажами? И бросят ли они оба кабину? Добровольно - нет, но ситуации бывают разные, что-нибудь придумаем. А если будет бортинженер, то он и присмотрит за приборами.
19. Когда в самолете закончится топливо, настанет тишина, и вой станет единственным звуком, кроме свиста ветра.
Из того же сериала я знаю, что если у самолета заканчивается горючее, он не падает, а продолжает лететь за счет скорости, высоты и конструкции корпуса. Скорость и высота постоянно снижаются, но все приборы работают, и при удачном стечении обстоятельств самолет может пролететь еще километров сто и благополучно сесть (в 2001-м году из-за повреждения топливной системы в канадском Аэробусе закончилось топливо, после этого он пролетел еще 120 км и благополучно сел - Википедия). Но читатель-то об этом, скорее всего, не знает
20. Дженсен объясняет Джареду, что нужно делать, если он превратится, и как посадить самолет, в котором закончилось горючее. Пассажирам говорит по селектору, что все ОК, и они обязательно сядут. Джаред в ужасе от того, что Дженсен может умереть, и что, может, придется сажать самолет самостоятельно, ведь раньше он никогда этого не делал, хотя, конечно, знает, как.
21. В Америке пока зомби нет, заразу смогли локализовать на островах. Дженсен говорит с диспетчером, объясняет, что зараженных они изолировали. Он боится, что их просто собьют, но есть шанс, что позволят сесть и просто запрут в карантин. Нагнетаем! Кстати, почему власти не сбили самолет? Это довольно логично в данной ситуации. Может, они так беспокоятся о своих гражданах? Или, может, на борту была какая-то важная персона? Любимая тетушка президента, например
п. 9-21 это Развитие событий.
22. Перед посадкой Дж2 смотрят друг на друга, но ничего не говорят - все разговоры в кабине записываются (запись идет в "черные ящики"), а им и без слов все понятно.
23. Садятся с трудом (слишком большая скорость на посадке из-за проблем с управлением - двигатели же не работают, помните? - шасси лопаются, может, их даже выносит за пределы полосы, но не сильно), но самолет почти цел, все живы, пассажиры хлопают и рыдают, зомби воют, аэропорт окружен военными, медики и пожарные. Дженсен смотрит на свою руку - признаков заражения нет, но кто знает. Кульминация пока кажется мне слабоватой (и вообще я знаю, что это мое больное место), но во время написания можно будет добавить что-то еще.
п. 22-23 это Кульминация.
24. Эпилог. О болезни узнали всё и уже остановили ее. Дж2 сидят в карантине, каждый в отдельном блоке, но можно раздвинуть шторы и общаться, и Дженсен ворчит, что Джаред и то не так делает, и то, и вообще он бестолочь, но всем понятно, что там любовь-любовь.
Я флаффер, и всегда хочу видеть в конце "они жили долго и счастливо", но с тем же успехом в эпилоге Джеи могут вместе ходить по улицам, приволакивая левую ногу и с хрипами "мозги" (чем не хэппи-энд, кстати? :![]()
Только, боюсь, читатели такой ХЭ не оценят))
п. 24 это Развязка
Вы заметили, что некоторые моменты этого плана смахивают на эпизод из фильма "Мировая война Z", когда Брэд Питт сматывался из наводненного зомби Иерусалима на самолете Белорусских авиалиний? Клянусь на диске с первым сезоном СПН, что этот сюжет и план я придумала несколько лет назад, до того, как появился этот фильм.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ над тектом
У меня в компьютере есть папка "Тексты", в ней я завожу отдельную папку под каждый новый проект.
Заводим папку с названием, например, "Пилоты и зомби" (чтобы потом легко можно было найти в числе прочих). В ней можно завести сразу два файла: "План" и "Заметки" с идеями и матчастью (на этом этапе мне удобнее работать с txt-файлами, а не с неповоротливым Вордом), а также еще две папки - "Матчасть" и "Картинки". В Матчасть могут пойти статьи или видео о самолетах, планировки, в Картинки - для начала фото Боинга-747, его кабины и салона, а там посмотрим. Может, что-то из этого и не понадобится, но лучше предусмотреть заранее, чем потом не рыться в куче непонятных файлов. Для нашего с Ли-ко фика "Междустихийность" мы собрали огромное количество картинок для визуализации, чтобы представлять, о чем пишешь, а файл с заметками раздулся до пятидесяти страниц.
7. ПЛАНИРУЕМ НАПИСАНИЕ
Что такое 20 тысяч слов? Это примерно 40 страниц текста в Ворде или 130 тысяч знаков.
Если вы из тех счастливчиков, кто может писать запоем и выдает такой объем за неделю - я вас поздравляю! Я на такой подвиг не способна, к моему большому сожалению, и если вы тоже, то для нас придумали технику мини-нано:
Фик на ББ надо написать за три месяца. Давайте посчитаем: 20 000 слов за 90 дней - это примерно 200 слов в день (или полстраницы, или 1500 знаков в день), как небольшой пост на Дайри (кстати, в этом моем посте около 5000 слов - четверть необходимого объема!). Пишите двести слов в день, и к сентябрю у вас будет готовый черновик. Я обычно пишу 3 тысячи знаков в день (это примерно 400 слов или одна страница), но это не всегда легко. Если у вас будет получаться больше 200 слов в день - отлично, но только не меньше.
Не надо думать о качестве и править в процессе, весь ужас и кошмар можно потом вычистить, а о чем писать - вы уже знаете, потому что у вас есть план. Просто пишите как пишется, рассказывайте свою историю.
И перед началом написания приведу три самых полезных совета, которые я когда-либо слышала:
- Не бойся (написать чушь, ее потом можно выкинуть)
- Не думай (заткни своего внутреннего критика, пока пишешь)
- Развлекайся (это игра)
8. НАЧИНАЕМ ПИСАТЬ
Если вы открываете новый документ в Ворде, и текст сам пошел писаться - отлично, поздравляю, вас посетило вдохновение!
Но если нет? Вы открываете новый документ и смотрите на белый лист, в тишине и оцепенении, только ветер воет за окном...
Я в таких случаях начинаю с шапки. Знаю, что многие авторы терпеть не могут заполнять шапку, но мне этот процесс помогает подойти ближе к самому тексту. Лист уже не будет белым, а написание саммари станет отличной разминкой перед основным текстом.
Шапка фика:
читать дальшеНазвание: Пилоты и зомби (рабочий вариант, потом надо будет придумать что-то нормальное)
Автор:
Жанр: фантастика, экшн (пока, а там посмотрим)
Категория: слэш
Фандом: Supernatural (РПС-АУ)
Пейринг: Дж2
Рейтинг: НЦ-17 (если написать НЦ не получится, то потом исправим)
Предупреждения:Кровища? Пока не знаю))
Саммари (перескажем наш сюжет в двух предложениях, да так, чтобы заинтересовать читателя): во время вспыхнувшего зомбиапокалипсиса Дженсен и Джаред пытаются спасти свой самолет и пассажиров, а также друг друга.
От автора: Дорогие читатели, это мой первый макси-фик, не судите строго, пожалуйста! (вы можете написать эту фразу для себя, если с ней вам будет писаться спокойнее, но потом ее надо обязательно убрать, читателя такое раздражает).
Все, можно начинать. Если удачное начало не хочет приходить само, начните писать что угодно. Чушь потом можно выбросить, и никто никогда не узнает, что она там была
Я начну писать про Дженсена первое, что приходит мне в голову (текст, естественно, небеченный):
читать дальшеДженсен боялся летать. Под страхом смерти он никогда не признался бы в этом ни единой живой душе, но его преследовали кошмары. В одних выходила из строя гидравлика, и самолет врезался в горы, больше не слушаясь штурвала. В других сбоил бортовой компьютер, самолет сбивался с курса и падал, так и не дотянув до посадочной полосы. Или ошибался диспетчер, указав не тот эшелон, и самолет шел наперерез другой машине, а потом падали они оба, усеяв градом обломков и фрагментов тел много миль под местом столкновения... Способам упасть с неба не было числа.
Так было не всегда. В летной академии его интересовало только бескрайнее небо и чувство собственного превосходства, чувство уверенности в своих силах и знаниях. Он отлично знал свое дело, посвящал тренировкам все свободное время - сколько позволяли нормы, конечно, и никогда не ошибался. К тридцати годам он получил капитанское кресло Боинга-747, одного из двух самых больших пассажирских самолетов в мире, принадлежащего компании "Скай Америка", и стал сам преподавать в академии на летных тренажерах.
А потом небо показало ему, чего стоит и его превосходство, и его уверенность.
В этих двух абзацах уже проступил характер, и мы нашли главную слабость Дженсена - это страх перед полетами, который появился, скорее всего, после какого-то происшествия (я пока не знаю, какого, но дальше в тексте о нем надо обязательно написать). Это не совсем то, что мы запланировали в п.4 Персонажи, но указанные там замкнутость, раздражительность и недоверчивость никуда не делись, а обрели причину - страх. И от него Дженсену нужно будет избавиться к концу истории, это будет прекрасное развитие персонажа.
Давайте теперь посмотрим на Джареда, пользуясь тем же методом:
читать дальшеВпервые Джаред увидел Дженсена в летной академии, когда тот пришел на первое практическое занятие на тренажерах. В форме Дженсен выглядел так, словно сошел с рекламного проспекта "Скай Америка", чтобы внушать пассажирам уверенность в профессионализме сотрудников. Но пассажиры почти никогда не видели командира Эклза, вместо этого он внушал ужас и благоговение студентам, хотя обычно вежливо улыбался и никогда не позволял себе повышать голос.
Тогда у Джареда появилась мечта. Вернее, две мечты: первая - быть как Дженсен, вторая - быть с Дженсеном. Понятное дело, вслух он не решался называть преподавателя по имени, а мысли тот, к счастью, читать не умел, хотя некоторые студенты и утверждали обратное, особенно те, кого он заставлял пересдавать зачеты по несколько раз за малейшую погрешность. Джаред не скрывал ни того, ни другого от своих друзей, а потому никто не удивлялся, почему такой способный парень пересдает летные тренажеры по несколько раз. Но как Джаред ни старался, его обаяние, похоже, на Дженсена не действовало.
С тех пор прошло три года, в течение которых Джаред с отличием закончил академию, налетал двести часов на "Сессне", сто пятьдесят - вторым пилотом на грузовом Боинге-747, и, наконец, получил положительный ответ на свое двадцать третье резюме от "Скай Америка". Он много работал и добился места в компании своим трудом, остальное же было чистым везением, которое он, несомненно, заслужил - он сразу попал в экипаж к Дженсену вторым пилотом!
Джаред получается какой-то слишком идеальный, разве что вместо учебы пускал слюни на своего преподавателя. Надо будет описать в начале, как он допустил какой-то ляп по невнимательности или самонадеянности.
9. КРИЗИС, ИЛИ НЕПИСЕЦ
Рано или поздно этот страшный зверь нападает на всех. Как правило он приходится на конец второй трети истории: фик уже успел поднадоесть, а до конца еще далеко. Можно с сцепить зубы и переть дальше напролом, но во-первых, мы здесь собрались, чтобы развлечься, а не сцеплять зубы, во-вторых - читатель это обязательно почувствует. Не надо наступать себе на горло.
А что же делать? Ну, здесь уж каждый борется, как может. Можно сделать перерыв на недельку (только смотрите, чтобы она не перетекла в месяц), можно перечитать написанное с начала, можно с кем-то обсудить сюжет (лично для меня это не годится, я после этого вообще могу потерять интерес к тексту), можно вдохновиться какой-то музыкой или фильмом, или даже сделать уборку в квартире
Джим Батчер (автор "Файлов Дрездена") называет это "большим срединным болотом" и рекомендует бороться с помощью введения в сюжет чего-то неожиданного, чтобы взбодрить и себя, и читателя.
10. НЦа
Мое горячее имхо: хорошая заводная НЦа - это самое сложное, и как ее писать, я вам не подскажу. Я сама не знаю, как ее писать, и не знаю, как я ее пишу. Просто пишу как-то, и все. Если у вас не получается, то лучше не надо, но попытаться обязательно стоит.
Если вам самим от своей НЦы становится тоскливо, то опустите подробности, а то поиски смазки в тумбочке не вызовут у читателя ничего, кроме неловкости. Вот герои горячо целовались и стягивали друг с друга одежду, абзац, и вот они обнимаются или болтают после секса. Отсутствие хорошей НЦы не сделает ваш текст хуже, но присутствие плохой заставит читателя проматывать, что очень неприятно. Если же вы писали ее с огоньком, то и читатель проникнется
11. ГЛАВНАЯ ИДЕЯ
Все пособия для начинающих авторов говорят, что в любом тексте должна быть идея. Например, идея романа "Анна Каренина" - "запретная любовь приводит к смерти" (с), идея какого-нибудь боевика - "зло будет наказано". Более того, с этой идеи советуют начинать написание. Но мы не начали. Может, надо было?
Давайте посмотрим, есть ли вообще какая-то идея у нашего фика? Может "Совместное преодоление трудностей помогает наладить отношения"? Чем не идея? Особенно с учетом того, что она появилась всего лишь в результате написания плана. Можно, конечно, начать с идеи, а можно вывести ее в процессе написания, хуже она от этого не станет.
Если вы вообще не задумываетесь над идеей, она все равно может появиться в тексте, и ее обязательно увидит читатель. Поэтому лучше окинуть взглядом написанное и спросить себя - это действительно то, что я хотел сказать?
12. ПРАВИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО
У нас есть готовый черновик, но он страшный, его и показать-то кому стыдно. До выкладки останется еще два месяца, и за это время можно хорошенько над текстом поработать:
Работаем над смысломРаботаем над смыслом
1. Заменить в тексте пересказ на картинку: "Она очень огорчилась" -> "Ее глаза заблестели от слез".
Это очень важно, не сделаете - остальное пойдет насмарку.
2. Во все скучные сцены и диалоги добавить конфликт:
- Дженсен, я принес тебе кофе.
- Спасибо, Джаред!
- Пожалуйста, Дженсен!
->
- Дженсен, я принес тебе кофе.
- Я же просил без сахара!
- Ну, извини! - ядовитым тоном ответил Джаред, и пробормотал себе под нос: - Достал своими придирками.
- Ты что-то сказал? - Дженсен поднял бровь.
- Нет, ничего, - отмахнулся Джаред.
Только не переборщите, не к месту скандалящие персонажи раздражают читателя. К тому же второй вариант диалога уместен в частях текста или Начальное состояние, или Развязка, он только подчеркнет характеры. Но в Кульминации - очень сомнительно, ведь только неадекват будет придираться к сахару в кофе, когда жизнь висит на волоске.
3. Добавить в текст звуки, запахи, вкус, текстуру, цвет, температуру, погоду, время, и, главное, эмоции персонажей.
5. Добавить колорита второстепенным персонажам: Дженсен заглянул в салон - пассажиры шумели и волновались. -> Дженсен заглянул в салон - там стоял дикий гвалт. Лаяла собака, плакал младенец, кто-то орал не незнакомом языке. Элегантная бабуля в первом ряду, увидев его, сказала спокойным тоном: "Командир, может вам нужна помощь?".
4. Если что-то кажется лишним или неуместным - так и есть, перепишите или удалите.
Работаем над формойработаем над формой
1. Проверить правописание Вордом только не в автоматическом режиме, а то он такого там наисправляет!
2. Убрать из текста всех "парней, мужчин, пилотов, блондинов, зеленоглазых красавцев" и т.д., если вы использовали их в тексте, чтобы избежать частых повторов имени. Пишите так, как говорите в реале: мы говорим "продавец посоветовал эту марку" (потому что мы вообще не знаем, как зовут продавца), "Марья Ивановна сегодня выдала мне зарплату" (это начальница, и мы не будем называть ее "женщиной", "брюнеткой" или "начальницей" в разговоре с сотрудниками, а вот в разговоре с друзьями, которые не знают, кто такая Марья Ивановна, будет уместно сказать "шеф сегодня выдала мне зарплату"), "мы с Катей сегодня идем в кино" (Катя - подруга, вы же не будете называть ее "девушка" или там "переводчица").
Имя и местоимение - это все, что нужно для описания действий персонажа, пусть они и повторяются больше, чем вам хотелось бы. Обратите внимание на этот пункт, это вообще беда многих фикрайтеров. Ясность и естественность описания гораздо важнее каких-то повторов.
UPD: Примеры:
Джон был крупным мужчиной средних лет. Его, видавшего виды полицейского, вряд ли можно было чем-то удивить. - здесь всё ОК! Хотя есть и "мужчина", и "полицейский", текст звучит нормально, потому что в первом предложении у нас описание персонажа, во втором делается акцент на профессии.
Джон приехал на место преступления. Мужчина вышел из машины и огляделся. Лицо у полицейского было недовольным. Американец никогда в жизни не видел такого. - а вот это безобразие. Здесь фигурируют сразу четыре персонажа - Джон, какой-то мужчина, какой-то полицейский, и еще какой-то американец. Или это один и тот же человек?Я не знаю, дорогие авторы, и читатель тоже не знает. А когда в сцене действует не один персонаж, а сразу несколько, то продраться через такой текст становится довольно сложно. Гораздо лучше это предложение будет звучать так: Джон приехал на место преступления, вышел из машины и огляделся. Его лицо было недовольным, такого он не видел никогда в жизни.
3. Не коверкайте имена. Джен и Джей нормально выглядит только в диалогах, в авторской речи - лучше не надо, если это не какой-то специальный художественный прием, и вы точно знаете, зачем это делаете.
4. Чем реже у вас будет встречаться глагол "был" - тем лучше, его надо убрать везде, где это возможно: "Зомби был страшный" -> "Зомби страшно разевал пасть".
4. Добавьте конкретики: "В холле был какой-то цветок" -> "В холле рос фикус".
5. Уберите мусор и муть: "Он был какой-то весь немного грустный" -> "Он выглядел грустным", "Он вроде бы не очень хотел лететь" -> "Он не хотел лететь".
6. Уберите повторы: "В окне показалась толпа бегущих зомби. Кажется, это были бывшие сотрудники полиции" -> "Под окном с воем пронеслась толпа зомби. Судя по форме это бежали бывшие сотрудники полиции".
7. Оформите нормально электронный текст. Перед точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками никогда не ставится пробел, после - обязательно ставится. Тире выделяется пробелами с двух сторон (исключение - тире в начале строки в диалоге, в таком случае пробел ставится только после тире). Перед и после дефиса пробел не ставится. Есть только троеточие (...), а двоеточия (..), четвероточия и т.д. - нет, это ошибка. Есть знаки "!!!", "?!" и "?..", любое другое сочетание ("!!!!!", "?!!!", "?...") - ошибка.
Вообще, есть еще тонна разных советов по стилю, но для начала хватит и этого - считайте, что это программа минимум.
Все, можно отправлять бете! Хорошая бета исправит ошибки и повторы, которых вы не заметили своим замыленным авторским глазом, отличная бета проверит логику происходящего, а самая прекрасная бета будет при этом еще и вежливой и доброжелательной, что лично для меня очень важно.
Если нужна помощь
Если нужна помощь по матчасти, вам в сообщество Зверь-Обоснуй
Подробнее о мини-нано (там же можно работать над тестом, только если он для ББ, то в закрытой записи).
Если нужна помощь по канону или бета, вам в сообщество noosfera-spn
О судьбе фика "Пилоты и зомби": этот план лежал у меня несколько лет и сейчас вот пригодился в качестве примера. Но вообще он с самого начала казался мне не особенно удачным, поэтому вряд ли фик когда-нибудь будет написан. И вам тоже стоит придумать что-нибудь поинтереснее! А на ББ я придумала другую историю, посмотрим, как получится
Ну, вроде пока всё. Если этот пост пригодится хоть одному человеку, то будем считать мою задачу выполненной.
Вдохновения вам, дорогие авторы!
@темы: Теория
А сочинение могла и без черновика написать