13:36 

Yin
17.08.2014 в 10:19
Пишет Александра Вэн:

Потерянному черновику с архетипами по Хранителям снов посвящается.

изображение

Итак, я уже говорила однажды, что идея фильма Хранители снов противоречит сама себе, что вера не должна требовать доказательств (потому-то она и вера, а не знание), а уж отсутствие веры в добрых хранителей не должно автоматически увеличивать веру в Бугимена (как раз наоборот, если уж не верить, то не верить во всё).

Но я здесь не для того, чтобы рассказывать о недостатках, позвольте объяснить, почему Хранители вот лично мне очень нравятся, несмотря на: Архетипы личности здесь разложены буквально по полочкам.



Джек Фрост - Герой и Трикстер в одном флаконе, чёрное и белое в нём сочетаются в равной мере: он и заботлив, и склонен к самопожертвованию, и отважен, а так же насмешлив, креативен и не следует правилам. Если бы у нас была колода Таро, то Джеку соответствовал бы аркан Дурак - карта номер ноль. На этой карте человек смело шагает в пропасть, иногда у него завязаны глаза, а в руках у него палка с привязанным к нему узелком с вещами. Без сомнений карта главного героя (типичный ГГ), потому что выражает она начало нового пути, энтузиазм, смелую (слепую) веру в свои силы, наивность и доверчивость - качества детей. Очень часто герои в начале пути похожи на детей своей неопытности, незрелостью, Джек в этом плане тоже ещё неразумный ребёнок, у которого в голове ветер да проказы.
Но в последствии Ивану-Дураку предстоит стать Иваном-Царевичем (я ж говорю, типичный ГГ).

Санта-Клаус - Отец, и не случайно, что он первый из Хранителей говорит с Джеком по душам. Отец - это глава семейства, клана, часто он объединяется с фигурой вождя, царя, правителя. Без сомнений Санта неформальный лидер Хранителей (официально-то они все независимы и равны, как при демократии), и он первый принимает Джека в "семью", впрочем, Санта не из тех Отцов, что отправят Ивана в квест (как Царь-батюшка), а сами будут сидеть на троне, это скорее атаман, который с шашкой наголо помчится впереди всего отряда. Пусть им и правят эмоции и инстинкты, но он по прежнему надёжен, несокрушим и справедлив, как и положено отцу большого и беспокойного семейства.

Зубная фея - Анима. Анима есть женское начало в мужчине - это и образ матери, и возлюбленной, и "женские" черты вроде пассивности, эстетики, креативности. Как на значке инь-ян, на белой капле есть чёрная точка, а на чёрной - белая, так вот - тут всё тоже самое. Задача Анимы - наладить контакт Героя с его Тенью (если б не Елена Прекрасная, фигли бы Ивану сдался тот Кощей?), примирить его с наличием этой его стороны и помочь победить. Таким образом именно Фея (через Кроху, но Фея сама по себе состоит из таких Крох) помогает Джеку найти его воспоминания и узнать, кем он был.
Так же на Аниме лежит незавидная роль быть слабостью Героя - это такой штамп, где ГГню захватывают в плен и требуют героя сдаться. Обидно, если честно, она ведь должна быть силой героя, его вдохновением и опорой (как Василиса Премудрая, помогающая спастись от Кощея), а получается наоборот.
Что для мужчины Анима, то для женщины - Анимус.

Песочный человек - Мудрец, в нём, как и в Трикстере, есть нечто от Тени, но самую малость, ровно настолько, чтобы знать многое, но не поддаваться искушению этого знания. Обычно это отшельник не от мира сего, и то, что Сенди приходится общаться знаками отлично вписывается, как и его огромная боевая мощь - фактически, он способен на всё, что может вообразить из песка, для Питча это самый опасный противник. Короче, Сенди можно спокойно записывать в ряд к Дамблдору и Гендальфу и магистру Йоде, он отлично впишется.
В русских народных за Мудреца обычно Баба-Яга, ну точнее она за него в тех сказках, где она не выступает как Великая и Ужасная Мать (попытки заховать Ивана без соли оттуда родом).

Пасхальный кролик - Брат и Соперник, а по сути своей он Персона - социальное Я Джека. Это место он хотел бы занимать, таким хотел бы видеть себя: сильным и независимым, чтобы в него верили и его видели - из-за этого-то и возникают у них постоянные тёрки. Джеку завидно, а Банни (как выражение социального), не приемлет асоциальное поведение Джека, когда тот избегает обязанностей и ответственности. Их взаимопонимание невозможно, пока один не избавится от своего эгоизма, а второй не побывает в шкуре первого. И именно поэтому по ходу фильма Банни разделяет беду Джека - становится невидимым, слабым и забытым.
В сказке это обычно тот, кто сначала пытался прибить Ивана, но тот врезал ему по лбу, и так они стали закадычными друзьями.

Кромешник - конечно же Тень, тут и думать не надо. Не зря Питч озвучивает самые потаённые, самые постыдные мысли Джека, и он же изо всех сил старается разорвать его связь с другими Хранителями. Вместилище бессознательных страхов и в то же время творческой энергии (наравне с Сенди, да, Мудрец близок Тени, как и Трикстер, но если Мудрец чётко знает на чьей он стороне, то Джека, в котором и того и другого поровну, мотает из стороны в сторону), тень неисчерпаема и неистребима, коварна и вкрадчива. И всегда ходит в чёрном. Тень - это дракон, буквально или фигурально, поэтому Кощей мог превращаться в трёхглавого змея.
Тень может быть мужского пола и представлять Отца-Тирана, так и женского - Мать чудовищ. Просто в сказках для мальчиков злодеем должен быть мужчина (с женщиной сражаться недостойно), для девочек - женщина (мужчина ей не по силам), а вариации возможны если Злодей является не Тенью (которая не есть зло, в ней есть потенциальные зачатки как и положительных, так и отрицательных качеств), а представляет какой-то другой архетип (как, например, в Красной Шапочке волк - это Анимус).



Последний (и самый важный) - Дети (все дети вообще и Джейми в частности) - Самость. Это очень интересный архетип, он отличается от Эго тем, что представляет не самосознание человека, но смысл его жизни - достижение своего места в мире, обретение целостности и гармонии, примирение противоположностей (что очень нужно Джеку, незнающему, кто он, и разрываемому "геройскими" и "трикстеровскими" чертами характера), Юнг называл его архетипом Ребёнка, потому что именно в детстве мы обладаем единением с миром и самими собой, которые теряем в более зрелом возрасте.
Итак, Дети - они являются источником жизненных сил для Хранителей, а так же смыслом их существования. Кроме того, вообще вся эта война была не драка Хорошие vs Плохой (и тут кстати видно какой огромный потенциал у Тени по сравнению с остальными архетипами, если Один успешно нагибал весь фильм многих), но битва за сердца и умы детей, и победа в решающей схватке достаётся Хорошим благодаря Джейме, вставшему на сторону Хранителей, а не поддался страху = не выбрал сторону Питча. Именно дети были основным роялем в кустах движком сюжета и именно взаимодействие с сестрой (а точнее после флэшбека о сестре) и Джейми помогло Джеку разобраться кто он есть, зачем он тут, что он охраняет и их признание есть высшая награда.
Самость - это сокровище, вроде Жар-Птицы, что пением исцеляет болезни, Молодильные яблоки и проч. Ради неё-то всё и начинается.
изображениеизображение

А теперь сюжет.
Он мифический.
Всё, расходимся.
Шучу, конечно, но схема его совершеннейшим образом содрана с древнегреческих мифов (мифы старше обычно не структурированы вовсе):
1. Статус Кво (300 лет Джек жил невидимый, но свободный)
2. Зов приключений (йети засовывают Джека в мешок и отправляют на Северный полюс)
3. Помощь (разговор по душам с Сантой)
4. Отправление (на санках в дворец Феи)
5. Испытания (первое столкновение с Питчем, сбор зубок, подготовка к Пасхе)
6. Приближение (личный разговор с Питчем, фейл с Пасхой)
7. Кризис (разговор с Питчем, сломанный посох)
8. Сокровище (просмотр слайдов воспоминаний)
9. Результат (осознание себя и восстановление посоха)
10. Возвращение (к Самости - Джейми)
11. Новая жизнь (сражение с Питчем теперь уже в качестве Хранителя, Джек изменился и вырос, победа)
12. Заключение (финальная сцена на озере)
13. восстановление Статус Кво, но теперь на ступеньку выше и лучше, чем было прежде (вообще этот пункт идёт под номером 0 и замыкает круг)
Обычно сказка о герое соответствует этой схеме, а если посидеть и воскурить подумать, то схема Проппа из Морфологии волшебной сказки тоже сюда подойдёт.

И наконец, сладенькое - пейринги.
В каждом фандоме есть такой персонаж - фандомный велосипед - персонаж, которого пейрингуют со всеми подряд, потому что на велосипед каждый может сесть и поехать.(с) Гордое звание "велосипеда" никак не зависит от пола или статуса ГлавГероя (по ссылке есть много примеров), но в Хранителях это Джек Фрост. Почему?
Давайте я объясню на примере архетипа из греческой мифологии: Джек - это Дионис, свободолюбивый бунтарь, сирота и хулиган, но всё-таки хороший парень, у которого есть тёмная сторона - он мог наслать безумие, опасный и прекрасный одновременно, чувак с оргиями и вином. Невероятная сексуальность стоит за этим образом, в линейке мужских архетипов он был бы Любовником. Короче, его хотят все (и Дионис хочет всех, не взирая на пол).



И так, что у нас есть? Три самых популярных пейринга [1]:
Джек/Туф - Герой/Анима, закономерно, рыцарь спасает принцессу чтобы женится на ней, единство душ и идеальная совместимость в единении Мужского и Женского. Для любителей классики и гета. Даже если в нашем случае в определённый момент сама Фея заменяется на одну из Зубных Крох (которые по сути он же).

Джек/Питч - безумный Дионис (дарк!Джек), поддавшийся Тьме и собственным желаниям и Питч - Король кошмаров, воплощённый страх и страдания, это Гадес ака Аид. В греческой мифологии Дионис и Гадес были связаны во-первых сменой времён года (ср. миф о Персефоне с её полугодовыми побудками то в мире мёртвых то наверху, и Дионис как бог плодородия тоже зависим от этого), во-вторых в уплату за душу матери, которую Дионис таки вернул из мира мёртвых, он претерпевает страдания, расчленение и возрождение, а также периоды безумия, и в эти периоды он спускается в подземный мир. Кроме того, кровь Диониса стала зёрнами граната, того самого, попробовав которого Персефона теперь обязана возвращаться в мир мёртвых, то есть Дионис и Гадес действовали за одно.
В общем, это скорее сотрудничество как "что подходит друг другу лучше чем холод и мрак"(с) Питч (за точность цитаты не ручаюсь), но люди как обычно видят в этом слэш нечто своё.

Джек/Банни - нужно сказать, что при этом угле рассмотрения Банни - это Аполлон. Золотой мальчик, умён силён, бесстрашен, предпочитает оружие дальнего боя (лук Аполлона - бумеранг Банни), любим и уважаем, в отличие от бесноватого беспокойного Диониса. Взаимодействие Аполлона и Диониса вошло даже в философию Нитцше. Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов", то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Притяжение противоположностей, короче.
Отношения соперничества и противоборства, накал эмоций, что не мешает, а наоборот помогает превратить сводить героев в кровать.
Любимейшая схема для пейрингов, начни перечислять - и за неделю не управишься.

Ну а всё остальное списывается на инцест (с Отцом), геронтофилию (со Мудрецом-старцем) и педофилию (с Самостью) природную сексуальность Диониса. Был бы тут Архетип Матери отдельный, ей бы тоже досталось.
Более того, оно распространяется на другие фандомы, вроде Фрозен или Большой четвёрки.

[1] NB! Господамы, считаю нужным вот прямо сейчас обозначить свою позицию: Я против всех.
Гет я нахожу предсказуемым (потому что Анима только одна), слэш - притянутым за уши (вместо других видов взаимодействия), а попытки разглядеть романтическую любовь во всём я уже яростно но безнадёжно осуждала.

Каков же итог этой простыни?
Ну кроме моего желания поймать, связать и поделиться знаниями, то вывод такой:
Хранители снов - это плагиат на русские народные сказки.
Всем спасибо, все свободны.

URL записи

@темы: Теория

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Создавая миры

главная